Родителям

Родительское собрание № 1   «Жизненные цели подростков».

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих  формированию  жизненной и гражданской позиции подростка, обменяться идеями и мнениями воспитания.
Ход собрания
1. Беседа по теме собрания

Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени  они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками,  кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.  
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа  Свами Вивекананда «Каждого  человека  следует  оценивать  не  потому,  кто  он  есть,  а  по  тому,  чего  он  реально  желает  добиться!»
Сегодня на собрание мы с нами  обменяемся мнениями, поделимся жизненным опытом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно знать цели своих детей или как помочь ему их определить, направить правильно ребёнка по жизненному пути.
Психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли жизненная установка, цель у него или нет.
Я вам хочу привести несколько признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей:
-   чрезмерно играет в компьютерные игры;
-   разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
-   ленивое времяпровождение у телевизора.
-   Демонстративное нарушение школьной дисциплины
-   Курение и выпивка
-   Употребление наркотиков
-   Грубость сверстникам и взрослым
-   Унижение маленьких и слабых
-   Ложь даже без причин
-   Доказывание своей правоты только с помощью силы
-   Разрисовывание стен
-   Порча школьного имущества
-   Гуляние на улице в течение долгого времени.
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями.  Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» :
1. Цель  моей жизни
2. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно
3. Сегодня у меня пока не получается
4. Для того, чтобы достичь цели, я должен
5. Для того, чтобы достичь цели, я не должен
6. Поддержать меня в моих стремлениях могут (  и в чем?)
К счастью в нашем классе у всех детей есть свои цели, приоритеты и мечты.
Из методики  видно было,  что  несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают:  для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться,  хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление.
Поддержкой в достижении жизненных целей ребята видят в вас родители, многие считают, что им помогут друзья, лишь несколько человек считают, что помогут учителя. Именно на вас они надеются в своей жизни, в достижении целей.
Препятствием в достижении своих целей многие отметили, является лень.
И мы с вами должны детям показать, что в жизни всё нужно зарабатывать своими силами, пройдя и через неудачи. Педагог и родители должны заинтересовать ребёнка учёбой.
Результаты, это цель жизни наших детей:
1. Стать успешным человеком, переводчиком, закончить без троек, поступить на бюджет, стать снайпером, юристом, полицейским, прокурором, следователем,  поступить в университет, закончить школу с серебряной медалью ( 2) , выучиться на хирурга ( 2 человека), увидеть весь мир, механиком,  акушером – гинекологом, работать на ЖД, супер – звезда мира по футболу.
Отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей:
1)Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.
2)Активно слушать его переживания и потребности.
3)Беседовать с сыном или дочерью об их  ближайших и будущих жизненных планах
4)Делиться своими планами, победами и неудачами
5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели
6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов
7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха  и поддерживать успехи.
8)Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит доверять).
12)Конструктивно решать конфликты.
13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:  «Мне хорошо с тобой...»,  «Мне нравится, как ты...»,  «Ты, конечно, справишься...»,  «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не  «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была
16)Быть самому примером для ребёнка!

Родительское  собрание № 2

"Что такое наркомания"

Ход мероприятия:
1. Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители!
 Мы собрались с вами в преддверие проведения мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, среди учащихся образовательных учреждений.
Благодаря предпринимаемым мерам по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков в последние годы удалось сократить темпы распространения наркомании, стабилизировать ситуацию с ростом числа наркопотребителей.
2.  Факторы риска начала потребления психоактивных веществ.
1. Биологические факторы риска.
• Патологическая наследственность по алкоголизму, наркомании, психическим заболеваниям.
• Патология беременности (токсикозы, эклампсия, нефриты и пр.), а также травмы и заболевания матери во время беременности.
• Патология родов (асфиксия, родовая травма и пр.).
• Серьезные соматические заболевания в первые годы жизни ребенка (тяжелые инфекции, менингиты, энцефалиты, ревматизм, хронические ассенизирующие состояния).
• Психическая патология (психопатия, шизофрения, олигофрения, депрессии, суицидальные наклонности и пр.).
2. Социальные и социально-психологические факторы риска:
• Нарушение семейной системы (неполная семья, появление отчима (мачехи), сводных братьев и сестер).
• Асоциальная и антисоциальная семья.
• Злоупотребление в семье алкоголем и/или наркотиками (как модельное поведение).
• Нарушенные стили воспитания в семье (гипопротекция, гиперпротекция, авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, попустительство-безнадзорность, рассогласованность и непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, отсутствие духовности, нравственных ценностей и идеалов в семье).
• Чрезмерная занятость родителей, отсутствие контактов с ребенком.
• Психологические травмы (смерть близкого, развод родителей, насилие и пр..)
• Избыток свободного времени, незанятость ребенка (безделье, скука).
3. Личностно-психологические факторы риска.
• Неуверенность в себе.
• тенденция подчиняться влиянию группы
• Недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение распознавать и адекватно выражать свои чувства.
• Заниженная или завышенная самооценка, несформированность коммуникативных навыков.
• Несформированность собственной системы ценностей, пассивность в их достижении.
3. Особенности подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения
Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Подросток становится скрытным, родители не знают, что его интересует. Основные личностные новообразования в этом возрасте следующие:
·  Формирование «Мы» - концепции, которая иногда принимает очень жесткий характер: «мы — свои, они — чужие».
·      Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
·      Внешний облик и манера одеваться также сразу же выделяет подростка в толпе.
·      Эмоциональное развитие подростка является причиной того, что подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
·      Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми.
·      Базовая потребность возраста — понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.
Факторы, которые удерживают подростков от употреблении наркотиков  даже в самой неблагоприятной обстановке:
1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.
2. Привязанность к своим близким.
3. Возможность активного участия в значимой деятельности.
4. Успешность в овладении знаниями и умениями.
5. Признание и одобрение со стороны окружающих.
6. Формирование ценностей, альтернативных наркотику.
Причины, которые, по мнению самих подростков, сыграли решающую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам.
1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.
2.Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.
3.Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.
4.Желание пережить эмоционально приятное состояние «кайф».
5.Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.
6.Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.
7.Демонстративный протест.
4. Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком
Физиологические признаки
•    Бледность или покраснение кожи
•    Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза
•    Несвязная, замедленна или ускоренная речь
•    Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи
•    Хронический кашель
•    Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание)
•    Резкие скачки артериального давления, расстройство желудочно-кишечного тракта
Поведенческие признаки
•    Беспричинное возбуждение, вялость
•    Повышение или понижение работоспособности
•    Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания
•    Уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам
•    Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном
•    Постоянные просьбы дать денег
•    Пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники
•    Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры
•    Самоизоляция, уход от участия в делах, которые
      раньше были интересными
•    Частое вранье, изворотливость, лживость
•    Неопрятность внешнего вида
•    Склонность к прослушиванию специфической музыки
Очевидные признаки
•    Следы от уколов, порезы, синяки
•    Бумажки, денежные купюры, свернутые в трубочки
•    Закопченные ложки
•    Капсулы, пузырьки, жестяные банки
•    Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия
•    Папиросы в пачках из-под сигарет.
Что делать, если вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет наркотики?
•     Не впадайте в панику
•     Понаблюдайте внимательно за ним, не демонстрируйте   чрезмерного подозрения
•   Соберите семейный совет, обсудите свои наблюдения с Вашим ребенком, не пытайтесь кричать на него или обвинять его в чем-то
•    Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его
•    Поддержите Вашего ребенка, проявив понимание и заботу
•    Объясните ему всю опасность пути, на который он встал
•    Не верьте его уверениям, что он может справиться с этим без специальной        
              помощи.  
•    Попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту