9 класс, консультации

Прочитайте текст и выполните задание после текста.

 (1) С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2) Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) - Ну что ты волнуешься? (5) У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6) Переломный этап в психике. (7) Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8) Пройдёт... (9) Святое материнское заблуждение! (10) Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11) Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12) И во всем были виноваты марки!
(13) В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14) Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15) - Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17) Доставай-ка свой альбомчик...
(18) - Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19) - Я давно хотел тебе сказать... (20)У меня нет альбома...
(21) - Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.
(22) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23) - Просто у меня сейчас его нет.
(24) - Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27) А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28) - Папа... (29) Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30) Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может!(31)Никуда не может ездить. (32) Разве в его коляске далеко уедешь? (33) Я подарил ему свой альбом... (34) Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35) Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36) - А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37) - Только честно?
(38) - Да, папа, жалею... (39) Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40) Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41) Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42) Неужели от радости тоже можно плакать? (43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45) Так ты не сердишься?
(46) Ну что я мог сказать? (47) У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.
(49) Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50) И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л.Куклину)



Задание № 1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. 

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
Задание № 2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 
ЗАДАНИЕ 15. 1

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание?
В задании  в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание  в демоверси ?
Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Внимательно прочитайте задание.

Итак, озвучим основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:
1.
 раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания
 на лингвистическом материале;
3. привести
 не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять
 не менее 70 слов.

МОЖНО:
1. приводя примеры,
 указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу
 в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение
 с высказывания.

НЕЛЬЗЯ: 
1. писать сочинение
 без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения
 пересказывать или переписывать исходный текст.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15. 1

Шаг 1.
 Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
·                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;
·                     о средствах выражения мыслей;
·                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
·                     о взаимосвязи лексики и грамматики;
·                     о роли синтаксиса в человеческом общении;
·                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3.
  Составляем план сочинения
Предлагаю  3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2

1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. 
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Пишем сочинение по плану 2.
Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл
Не забудьте о логическом переходе к аргументам! 
В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.

        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, 
чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее 
точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё 
многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного 
высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

·                     утверждал
·                     рассуждал
·                     отмечал
·                     считал и т.д.
Можно обойтись и без цитированиянапример:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.
или:
        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
или:
        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Другие варианты
 формулировки последнего предложения данной части:
·                     Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
·                     Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
·                     Докажем эту мысль на примерах из текста...
·                     Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Шаг 5.
 Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
·                     примеров должно быть 2;
·                     примеры должны быть из прочитанного текста;
·                     приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Например: 
Аргумент 1.
 
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.
 
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).


При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 6. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Примерный образец экзаменационного сочинения:

      Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
   
 Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
     Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Как писать сочинение по заданному тексту? ( Задание 15.2)

Сегодня рассмотрим основные правила и приёмы (клише) выполнения задания 15.2.

1. Что представляет собой сочинение по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Главная задача - написать
 не пересказ (!), а собственное мнение. 

2. При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться следующей схему построения высказывания:
1) вступление - тезис, ваше мнение по заданной проблеме;
2) основная часть - аргументы;
3) заключение - вывод.

3.
 Шаг 1. Пишем вступление.
Здесь не обойтись без клише:
Смысл последних строк текста заключается в...
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Я считаю, что автор использует ... в тексте, чтобы передать/обратить внимание на...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: ...
Смысл данного отрывка ("Можно процитировать") я понимаю так: ...


Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.

Шаг 2. Пишем основную часть.
Сразу оговоримся, чего следует избегать:
- пересказа текста;
- подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме;
- излишней "воды".
Вы должны доказать истинность, справедливость представленной цитаты.

Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чем) и основную мысль (для чего) текста;
! Напоминаю:
 как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате.
2) сформулируйте идею своими словами (не цитируя);
3) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
4) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.

Вам необходимо привести
 2 аргумента и хотя бы по 1 примеру на каждый аргумент.

Примеры можно оформлять следующими способами:
- цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
- указание номера предложения (если оно длинное) либо цитирование с заменой опущенных слов многоточием.

Примеры должны соответствовать аргументам!

И, конечно, клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере ... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из ... предложения текста: "Пример".


Шаг 3. Вывод.
Задача вывода - подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.
Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.

Клише здесь - стандартные вводные слова:
В заключение отмечу, что...
Итак, ...
Следовательно, ...
Таким образом, действительна верна мысль о том, что...


ВАЖНО!
- Объём сочинения должен быть больше 70 слов, а если вы хотите набрать по критерию "Грамотность" максимальные баллы, то 140 слов и больше.
- Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
- Ваше сочинение - 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.