9 класс, литература

Тема сочинения по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин": "Моё отношение к главным героям романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Примерный план  интерпретации поэтического текста.

Первое и самое главное – выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение

Примерный  план
Средства описания
1.      Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию  посвящено стихотворение?





1.      Каково первое впечатление о стихотворении?








1.      Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание?






Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении?
Какой мотив (микротема) становится главным?





 Какова главная мысль стихотворения?

1.      Каково душевное состояние лирического героя?

1.      Какими средствами выразительности показаны мысли, чувства, переживания лирического героя?




1.      Как воспринимается стихотворение в контексте исторической эпохи, литературы?




9.  Какое чувство оставило стихотворение?



Стихотворение … было создано,  написано, опубликовано…
Стихотворение  выражает чувства автора (восприятие автором) периода, эпохи, времени…
Стихотворение вошло (включено автором) в цикл, сборник, том…
Стихотворение посвящено (кому? чему?) …

Стихотворение вызывает сложные (противоречивые, яркие, незабываемые, сильные) чувства (эмоции)…
Стихотворение привлекает внимание ярким и образным языком (необычным звучанием, особым мелодическим ритмом, яркими образами)

Когда читаешь стихотворение, чувствуешь неторопливый, плавный ритм…
Медленный, плавный ритм стихотворения как будто завораживает (привлекает внимание)…
Стихотворение звучит резко, отрывисто …
В стихотворении чувствуется напряжённый, маршевый, песенный ритм…
Это звучание (ритм) достигается (обеспечивается, создаётся, возникает) благодаря стихотворному размеру ( интонации, звуковой организации:  ассонансу (преобладанию гласных звуков), диссонансу (преобладанию согласных звуков), рифме)…

Стихотворение разделено (не разделено) на строфы…
Стихотворение начинается и заканчивается строфами…
Стихотворение можно разделить на две части…
Стихотворение построено на антитезе (контрасте, противопоставлении) …
Тема стихотворения я (основной мотив) раскрывается от строфы к строфе…

Главная мысль (идея) в том, что…

Лирический герой переживает (испытывает, чувствует) себя…

Душевное состояние лирического героя раскрывается при помощи художественно-изобразительных средств: тропов (эпитетов, метафор, олицетворений и т. д.), стилистических фигур, лексических и грамматических средств.



Тема стихотворения звучит и в произведениях поэтов …
Образы стихотворения перекликаются с образами в произведениях…
Тема стихотворения (главная мысль, идея) не нова…

Стихотворение оставило сложные (противоречивые, яркие) чувства (эмоции, впечатление) …
Стихотворение не вызывает сильных чувств, потому что …
Стихотворение запомнилось, стало
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Задача учащегося, работающего над сочинением,— осмыслить выбранную тему, а затем последователь­но, логично, доказательно раскрыть ее в своей работе. Важная часть работы над сочинением — составление плана. Работая над сочинением, не забывайте о том, как богат, разнообразен, красив русский язык. 

"Чацкий и Молчалин — два характера, две жизнен­ные позиции"
                               ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН 
 I. Стремление авторов литературы начала XIX в. оп­ределить героя своего времени.
 II. 1. Пути, выбираемые представителями молодого поколения.
2.  Первое впечатление о героях.
3.  Происхождение, воспитание Чацкого, жизнен­ные прототипы героя.
4.  Происхождение Молчалина, смысл «говорящей» фамилии.
5.  Черты характера героев, их таланты.
6.  Система ценностей Чацкого и Молчалина.
6.1.   Отношение к опыту старших.
6.2.   Отношение к службе.
6.3.   Способы продвижения в жизни.
6.4.   Имеют ли собственное мнение?
6.5.   Какие взгляды проповедуют?

7.  Речевая характеристика героев.
8.  Проверка героев на чувство любви.
9.  Проверка взглядов героев. Кто из героев в пье­се терпит поражение?
10.Можно ли найти подобных героев сегодня?
III. Автор комедии и созданные им герои.

                                  РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ.
                        Происхождение и воспитание
Чацкий:
«Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли...»
Софья
«Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».
«— Был острый человек, имел душ сотни три.
Четыре.
Нет! Триста — уж чужих имений мне не знать!»
Фамусов
Молчалин:
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери».

«Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой».
Фамусов  
                Жизненные принципы и способы продвижения в жизни
Чацкий:
«А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очакова и покоренья Крыма». «Где, укажите нам, отечества отцы?» «...Прошедшего житья подлейшие черты».
                                   Чацкий
Молчалин:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Молчалин
Характер и личные качества
Чацкий:
«Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий».
Лиза
«Не человек, змея!»
Софья
«Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко...»
Софья
Молчалин:
«Он, наконец, уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства...»
Софья
«Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело...»
Софья
«Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее создание».
Чацкий
«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...
 Вот он, на цыпочках, и не богат словами...»
Чацкий
«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!»
Чацкий
Отношение героев к свету, московскому обществу
Чацкий:
«Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах».
                                                                Чацкий

Молчалин:
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел...
...от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем;
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет...»
Софья
Отношение героев к вышестоящим лицам, властям
Чацкий:
«Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршими лицом,
Так назовет он подлецом!»
Фамусов
«Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв...»
                   Молчалин
«Да он властей не признает».
Фамусов
Молчалин:
«Ведь надобно ж зависеть от других...» «...частенько там
Мы покровительство находим, где не метим».
Молчалин
Отношение героев к службе
Чацкий:
«Кто служит делу, а не лицам...»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
 «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться ».
Чацкий
Молчалин:
«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить
Молчалин
Отношение героев к окружающим людям
Чацкий:
«Случалось ли, чтоб вы, смеясь
Или в печали?
Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?»
Софья
Молчалин:
«Молчалин за других себя забыть готов».
Софья
Отношение героев к любви
Чацкий:
«И все-таки я вас без памяти люблю».
 «Ах! Тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет».
Молчалин:
 «Ее
По должности, тебя...»
«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим». .
Отношение света к героям
Чацкий:
«Опасный человек!»
«Он вольность хочет проповедать!» «Он карбонарий».
Фамусов
«Он сумасшедший».
Загорецкий
«Он просто якобинец».
Княгиня
Молчалин:
«Мой дружок... мой родной...»
Хлестова

                                                        Будущее
Чацкий:
«...пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»
Чацкий
Молчалин:
«А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
Чацкий


Попробуем написать вступление к теме «Чацкий и Молчалин — два характера, две жизненные пози­ции».
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», создан­ная в 20-е годы XIX века, вызвала в обществе реак­цию, подобную разорвавшейся бомбе. Автор изобразил современную эпоху перед декабристским восстанием и вывел в пьесе галерею таких ярких, узнаваемых современниками персонажей, что зрители не могли оставаться равнодушными. Грибоедов представил быт и нравы, нравственные ценности московского обще­ства, назвал этот мир «веком минувшим», «веком по­корности и страха». Главный конфликт в пьесе — столкновение молодого, пылкого Александра Андрее­вича Чацкого и «отцов». Однако автор сумел сопоста­вить и представителей молодого поколения: Чацкого и Молчалина. Почему молодые люди, сверстники вы­бирают разные пути в жизни? Чем объяснить их раз­ные позиции, разные взгляды? На эти вопросы инте­ресно ответить, потому что они с годами не теряют своего значения, современны всегда, и новое время ставит эти вопросы снова и снова.
Обратите внимание на то, что во вступлении по­ставлен ряд вопросов, на которые надо ответить в ос­новной части. Так сочинение приобретает проблемный характер. Поставленные вопросы настраивают на рас­суждения, размышления. В вашей работе не должно быть пересказа литературного произведения.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ»

I. Основной конфликт в комедии общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».
— Идеологи, выразители взглядов своего века — Чацкий и Фамусов.
— Исторический рубеж между «веком нынешним» и «веком минувшим» — война 1812 года.
Декабрист И. Якушкин отмечал в своих «Записках»:
В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на сто лет вперед.
То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и «веком минувшим» в «Горе от ума».
II. Взгляды представителей «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставляются по разным вопросам:
«ВЕК НЫНЕШНИЙ»
«ВЕК МИНУВШИЙ»
отношение к богатству, к чинам
Чацкий:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум...
Молчалин:
Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий:
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Чацкий:
Мундир! Один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету...
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Фамусов о Скалозубе:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Скалозуб:
Да, чтоб чины добыть,
Есть многие каналы...
Фамусов:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,—
Тот и жених.
Молчалин:
Татьяна Юрьевна!!! Известная,— притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные...
Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий:
— Зачем же надобно?
Молчалин:
В чинах мы небольших.
На балу Княгиня расспрашивает о Чацком и хочет пригласить его на вечер, но, узнав, что он небогат, кричит Князю (громко, что есть мочи): Князь, князь! Назад!
отношение к службе
Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.
Чацкий:
Кто служит делу, а не лицам...
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чацкий:
Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа
Фамусов:
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине!
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Скалозубу:
Вы повели себя исправно,
Давно полковники, а служите недавно.
Молчалин Чацкому.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
отношение к иностранному
Взаимоотношение национального и европейского — важная для того времени проблема. Национальная самобытность — идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.
Чацкий:
Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья! —
А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
Он не женат еще? —
Софья:
На ком?
Чацкий:
Хоть на какой-нибудь княгине,
Пульхерии Андревне, например?
Софья:
Танцмейстер! Можно ли!
Чацкий:
Что ж? он в кавалер.
От нас потребуют с именьем быть и в чине,
А Гильоме!..— Здесь нынче тон каков?
На съездах, на больших,
По праздникам приходским
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?...
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья...
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Фамусов:
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Кто хочет к нам пожаловать,— изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных...
отношение к образованию
см. «Идеалы»
Чацкий:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно.
Для Фамусовых образование — основная причина социального «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.
Фамусов:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Хлестова:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
Княгиня Тугоуховская:
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверьи
Профессоры!! — у них учился наш родня,
И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.
Фамусов:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
отношение к крепостному праву
Об отношении автора к крепостному нраву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник — ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин XVIII века, для которого распоряжение крепостными — самое естественное дело.
Чацкий:
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг,
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Фамусов:
В работу вас, на поселенье вас!
Хлестова:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку; —
Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
От ужина пошли подачку.
отношение к московским нравам и времяпрепровождению
Чацкий:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Фамусов:
А батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица, как Москва...
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей — сынков и внучат,
Журим мы их, а если разберешь —
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? — как их возьмет задор,
Засудят о делах, что слово — приговор...
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их... беда!
Не то чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас боже!.. Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся.
А дамы? — сунься кто, попробуй овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей...
А дочек кто видал, всяк голову повесь!...
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить
Тафтицей, бархатцем и дымкой,
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва.
отношение к кумовству, протекции
Чацкий:
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных...
Где? укажите нам, Отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...
Фамусов:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить...
Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять
К крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Молчалин Чацкому:
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Чацкий:
На что же?
Молчалин:
Так частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Чацкий:
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
отношение к свободе суждений
Чацкий высказывает свои суждения в глаза тем, кого осуждает.
Чацкий Молчалину:
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Монолог «А судьи кто?...»
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма.
Молчалин:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
отношение к любви
 монолог Чацкого:
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та,
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою — вы, вам угожденье?..
Сам это чувствую, сказать я не могу,
Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
Не пожелал бы я и личному врагу...
Лиза:
Грех не беда, молва не хороша!
Молчалин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...
идеалы
Чацкий:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим,
Высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Фамусов:
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!..
А? Как по-вашему? По-нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают!
 Иногда в речи самих персонажей звучит противопоставление «века нынешнего» «веку минувшему».
Фамусов:
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь...
Не поминайте нам, уж мало ли кряхтят!
С тех пор дороги, тротуары,
Дома и все на новый лад.
(о Москве после пожара)
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине...
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние,— нутка!
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
(о Максиме Петровиче)
Чацкий:
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
Прямой был век покорности и страха.
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде...
Нет, нынче свет уж не таков.
Ваш век бранил я беспощадно,
Предоставляю вам во власть:
Откиньте часть,
Хоть нашим временам в придачу.
(спрашивает Софью)
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки?..
...Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
(о Молчалине)
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма...
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету.

III. Значение комедии в наши дни. Ваше отношение к комедии.








Особенности эссе как литературного жанра
Особенности объема
Как правило, это небольшая работа
Индивидуальность работы
Субъективные, личные впечатления и сооб­ражения на заданную тему
Особенности стиля
Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
Особенности композиции
Композиция свободна, однако это не пред­полагает ее полное отсутствие; последова­тельность изложения, как правило, подчине­на только внутренней логике авторских раз­мышлений, мотивировки, связки между час­тями текста часто носят в эссе ассоциатив­ный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопро­сительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто пригла­шающие к соразмышлению

Любое сочинение состоит из трех частей:
- вступление (суть и обоснование вы­бора данной темы); нелишним будет осве­тить во вступлении то, что вы предполага­ете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов;
-  основная часть (развитие темы: аргу­ментированное раскрытие темы на основе собранного материала);
- заключение (обобщения и аргументи­рованные выводы по теме с указанием об­ласти ее применения и т.д.).
                                  
                            ФРАЗЫ – ПОДСКАЗКИ

Вступление
Основная часть
Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,...
Таким образом,...
Выбор данной темы продик­тован следующими сообра­жениями...
Рассмотрим несколько под­ходов... Например,...
Подведем общий итог рас­суждению...

Поразительный простор для мысли открывает это корот­кое высказывание...
Проиллюстрируем это поло­жение   следующим   приме­ром...
Итак,...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ...
Именно поэтому я не могу согласиться с автором выска­зывания...

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называ­емой ПОПCформулой: П - Положение  (утвержде­ние) - Я считаю, что...; О — Объяснение — Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение  (итоговое) -Таким образом,...


Правила, которых следует придерживаться при написании эссе:

1. Вступительная часть должна быть краткой, но выразительной и включать в себя центральный метафорический образ.

2. Последнее предложение вступления и первое предложение основной части должны быть органически связанными.

3. Объем основной части не регламентируется, но необходимо помнить: при увеличении объема, эссе теряет легкость жанра.

4. Основная часть связана с выводом не только мыслью, но и по способу языкового оформления (через центральный образ).

5. Эссе должно содержать озвученное окончание. При этом совершенно не важно, завершающая часть является утверждением чего-либо (выводами), вопросом или окончательно не завершенными размышлениями. Не забывайте, что в эссе одним из главных аспектов является чувственно-эмоциональный строй изложения мыслей.


Безусловно, эссе — самый независимый от любых жестких рамок жанр, но мы стараемся не просто научить школьников писать эссе, а создавать его на литературном материале с использованием литературных подходов.

10 февраля
План анализа стихотворения  
1. Автор и название стихотворения.
2. Тема, идея.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.
3) Определите:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
┴-ударный слог; U-безударный слог; 

Б) Рифмы
Парная  ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Кольцевая  АВВА

В) Звукопись
4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы.
5) Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа

25 октября

Материалы, опубликованные на этой странице, помогут вам написать отзыв  на любое произведение.
В своем сочинении вам необходимо ответить на данные вопросы.
1. Какова тема и основная мысль произведения?
2. Где и когда происходят изображённые в произведении события?
3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
4. Кто из героев особенно понравился или не понравился и почему?
5. Что вам запомнилось, что показалось необычным?
6. Над какими вопросами книга заставила задуматься?

КЛИШЕ ( Фразы, которые можно включить в сочинение)
1. ВСТУПЛЕНИЕ.  СВЕДЕНИЯ О ПИСАТЕЛЕ.
 Ф.И.О. – известный детский писатель, замечательный
Он создавал прекрасные детские произведения о……
Рассказы, повести, произведения писателя отличаются……
Он написал много произведений о ……
Его произведения говорят о…..
Таков, например, рассказ…..
Все его произведения основаны на ……
Писатель талантливо описывает, рассказывает …..
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
 В основе сюжета……..
Незатейливый сюжет ………
Повествует о том,…….
В этом произведении рассказывается о ….
События рассказа происходят (где?)………
События рассказа происходят во время кровопролитной, завоевательной войны…
Действие рассказа происходит….
Основная мысль ……..
Печальные эпизоды…..
Смешные эпизоды…….
Печалишься, читая о……
Смеешься, читая о…..
Писатель показывает своих героев в решающую минуту….
Они идут на подвиг, рискуя….
Они совершают невозможное…
Таков, например,….
Главный герой произведения, повести, рассказа……..
Ему пришлось проявить смелость, настойчивость, самоотверженность……..
Он смелый, храбрый, мужественный, преданный, находчивый, трудолюбивый, великодушный…
Заблуждается, совершает ошибки…
Вызывает восхищение, симпатию……
Герой проявляет наблюдательность, находчивость, хладнокровие. смекалку…
Герой самый обыкновенный….
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К КНИГЕ.
 Произведения расширяют представления о……
Произведения учат думать, размышлять, вызывают волнение………
В произведении привлекает…….
Рассказ читается с большим интересом потому, что у него захватывающий сюжет.........
Читается с тревогой…….
В книге интересно рассказывается о………
Прочитанное заставляет задуматься о….
Не может оставить равнодушным…..
Много грустных сцен…..
Когда читаешь……. на глаза наворачиваются слезы…
Произведение пронизано……
У книги счастливый финал……
Главный смысл …


Комментариев нет:

Отправить комментарий