5 класс

Список литературы  для  5  класса

1. А.С.Пушкин «Дубровский»
2. А.С.Пушкин «Повести Белкина»
3. И.С.Тургенев «Бежин луг».
4. Н.С. Лесков «Левша».
5. А.С.Грин «Алые паруса».
7. Марк Твен "Принц и нищий", «Янки при дворе короля Артура», «Том Сойер»
8.В.Г.Распутин «Уроки французского».
9. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
10. О. Уальд «Звездный мальчик», «Кентервильское привидение».
11. Сент – Экзюпери «Маленький принц».
12. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством»
13. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
14. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных.
15. Ю. Олеша «Три толстяка».
16.А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек – амфибия».
17.Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан».
18.Ч. Диккенс «Оливер Твист».
19.А. Дюма «Три мушкетёра».
20.А.К. Дойл «Затерянный мир».
21.Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
22. Г. Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо»

22 января
Ребята, предлагаю вам справочный материал, который поможет  написать сочинение по литературе.
КАК ПИСАТЬ ОТЗЫВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо; выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
    Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать своё мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном.
    Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу).
    Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда и как её читал, как складывалось впечатление о ней и т. п.                       
    Отзыв
В своем сочинении вам необходимо ответить на данные вопросы.
1. Какова тема и основная мысль произведения?
2. Где и когда происходят изображённые в произведении события?
3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
4. Кто из героев особенно понравился или не понравился и почему?
5. Что вам запомнилось, что показалось необычным?
6. Над какими вопросами книга заставила задуматься?

КЛИШЕ ( Фразы, которые можно включить в сочинение)
1. ВСТУПЛЕНИЕ.  СВЕДЕНИЯ О ПИСАТЕЛЕ.
 Ф.И.О. – известный детский писатель, замечательный
Он создавал прекрасные детские произведения о……
Рассказы, повести, произведения писателя отличаются……
Он написал много произведений о ……
Его произведения говорят о…..
Таков, например, рассказ…..
Все его произведения основаны на ……
Писатель талантливо описывает, рассказывает …..
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
 В основе сюжета……..
Незатейливый сюжет ………
Повествует о том,…….
В этом произведении рассказывается о ….
События рассказа происходят (где?)………
События рассказа происходят во время кровопролитной, завоевательной войны…
Действие рассказа происходит….
Основная мысль ……..
Печальные эпизоды…..
Смешные эпизоды…….
Печалишься, читая о……
Смеешься, читая о…..
Писатель показывает своих героев в решающую минуту….
Они идут на подвиг, рискуя….
Они совершают невозможное…
Таков, например,….
Главный герой произведения, повести, рассказа……..
Ему пришлось проявить смелость, настойчивость, самоотверженность……..
Он смелый, храбрый, мужественный, преданный, находчивый, трудолюбивый, великодушный…
Заблуждается, совершает ошибки…
Вызывает восхищение, симпатию……
Герой проявляет наблюдательность, находчивость, хладнокровие. смекалку…
Герой самый обыкновенный….
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К КНИГЕ.
 Произведения расширяют представления о……
Произведения учат думать, размышлять, вызывают волнение………
В произведении привлекает…….
Рассказ читается с большим интересом потому, что у него захватывающий сюжет.........
Читается с тревогой…….
В книге интересно рассказывается о………
Прочитанное заставляет задуматься о….
Не может оставить равнодушным…..
Много грустных сцен…..
Когда читаешь……. на глаза наворачиваются слезы…
Произведение пронизано……
У книги счастливый финал……
Главный смысл …

Ребята, вы можете написать либо отзыв на рассказ, либо сочинение по плану, предложенному ниже.
Сочинение
Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев
(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
План
1.      Вступление. Над чем заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
2.      Основная часть. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
  1.   Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)
  2.   Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?
  3.   Как ведут себя герои в плену?
  4.   Как ведут себя герои во время побега?
  5.   Как сложилась судьба героев?
3.      Заключение.   Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

16 декабря
 Заполните двойную таблицу

Герасим
Вопросы
Барыня

Внешность



Черты характера



Поступки



Ваше мнение о герое


15 октября
Учащиеся 5 "А" класса, предлагаю вам в качестве дополнительного задания, за которое можно получить оценку, решить данную олимпиаду.
Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):
1.     Приставка и суффикс.
2.     Приставка, суффикс и окончание.
3.     Суффикс и окончание.
4.     Приставка и окончание.

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):
1.     Осенний.
2.     Столовая.
3.     Дождливый.
4.     Жалобный

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):
1.     Библиотека.
2.     Морковь.
3.     Дочь.
4.     Мать.

Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):
1.     Перья.
2.     Упражнения.
3.     Метели.
4.     Сутки.

Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):
1.     Об…жать слабых.
2.     Сл…зать сметану.
3.     Прим…рить друзей.
4.     Прим…рять платье.

Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):
1.     Солнце выглянул…
2.     Распустил…сь сирень.
3.     Море разбушевал…сь.
4.     Спортсмены прыгал…

Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):
1.     (По)линейке.
2.     (По)друга.
3.     (По)забыть.
4.     (По)года.


Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):
1.     Имена существительные не изменяются по падежам.
2.     Имена существительные изменяются по числам и падежам.
3.     Имена существительные изменяются по родам.
4.     Имена существительные не изменяются по числам.

Задание 9. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):
                   Держать язык за зубами.
1.     Лишиться дара речи.
2.     Молчать, не говорить ничего лишнего.
3.     Оказаться в смешном положении.
4.     Заболеть.

Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):
                      Не стыдно не знать, стыдно … .
1.     Обманывать.
2.     Не учиться.
3.     Жадничать.
4.     Зазнаваться.

Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):
1.     Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
2.     Корова жуёт сочную травку.
3.     К вечеру бабушка подоила корову.
4.     Хорошо парное молочко!

Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):
1.     Ранней осенью.
2.     В соседнию рощу.
3.     К дремучему лесу.
4.     Свежей зеленью.



Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:
                     Верблюд решил, что он жираф,
                     И ходит, голову задрав.
                     Ответ: ______

Задание 14. Разбери слово перевозчики по составу:
                     Ответ: ___________________________________



Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б.  Вдруг налетел ястреб.
В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»


Ответ:_________________________

31 мая

СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА ЛЕТО

1. А.С.Пушкин «Дубровский»
2. А.С.Пушкин «Повести Белкина»
3. И.С.Тургенев «Бежин луг».
4. Н.С. Лесков «Левша».
5. А.С.Грин «Алые паруса».
7. М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
8.В.Г.Распутин «Уроки французского».
9. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

10. Сервантес «Дон Кихот»
11. Сент – Экзюпери «Маленький принц».
12. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством»
13. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
14. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных.
15. Ю. Олеша «Три толстяка».
16.А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек – амфибия».
17.Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан».
18.Ч. Диккенс «Оливер Твист».
19.А. Дюма «Три мушкетёра».
20.А.К. Дойл «Затерянный мир».
21.Р. Стивенсон «Остров сокровищ».

20 мая

Предлагаю решить кроссворд, чтобы его открыть, пройдите по ссылке
http://puzzlecup.com/?guess=880B6FA4EE3D5317
Ребята предлагаю вам задания для тренировки ума, если вам удалось их решить, то вы можете принести ответы и получить оценку в журнал. УСПЕХОВ!

20 апреля




Задания на 1 балл
1.       Сколько гласных букв в русском алфавите?
       А) 6     Б)10    В)12
2.       В пятом классе Смеловской  сельской школы учатся всего трое ребят.  Учитель  записал их фамилии в классный журнал в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась в списке последней?
              А) Иванов         Б) Иванищев          В) Иванюк
3.       В каком из существительных нет суффикса?
      А) теремок                       Б) лесок                                             В)  ленок
4.       Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
              А)  переплётчик    Б) выскочила       В) собираюсь                      
5.       Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые:
               А) тема              Б) скотч             В) положит
Задания на 3 балла
6.       Попробуйте прочитать звуки, из которых состоят слова лен, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?
              А)  5     Б) 4       В) 3     Г) 2    Д) 1
7.       В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
              А) ирис – ирис     Б) клещи – клещи      В) атлас – атлас     Г) молодец – молодец  
             Д) творог – творог
8.       Определите слово, в котором сочетание "ЧН" произносится как [ШН]:
А) справочник Б) библиотечный   В) бесконечно  Г) артистичный              Д) скучный
9.       Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
              А) алчный    Б) жадный   В ) завистливый    Г) ненасытный    Д) нет лишнего слова
10.   Сколько слов из списка можно понять и как существительное,  и как   глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь.
             А) два     Б) три    В) четыре  Г) пять     Д) семь
11.   Посмотрите на слова стыд, горе, злость и решите, какой глагол лишний.
           А) почернеть  Б) покраснеть    В) посинеть  Г) позеленеть    Д) нет лишнего глагола
12.   Что триста лет назад означало слово виктория?
            А) госпожа      Б) победа     В) чужбина     Г) разлука      Д) женские имя
13.   Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?
            А) Что ешь?  Б)  Где ёж?   В)  Как уж?   Г)  Куда идёшь?    Д) Когда встаёшь?
14.   В каких словах в родительном падеже множественного числа должно быть нулевое окончание?
               А) яблоки    Б) мандарины     В) помидоры    Г) носки      Д) во всех словах
15.   Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Прочитайте ряд фамилий. В каком случае фамилии и род занятий поставлены неправильно?
1) Стряпухин                    а) предок служил в церкви
2) Звонарёв                      б) предок лепил горшки
3) Лесорубов                   в) предок славился пирогами
4) Гончаров                      г) предок заготавливал дрова
                А) 1в     Б) 2б    В) 3г      Г) 2а      Д) 4б
Задания на 5 баллов
16.   Как в старину называли парикмахера?
17.   Назовите фразеологический оборот, характеризующего человека, который быстро приспосабливается к новым обстоятельствам
18.   Как в древнем русском алфавите называлась буква Д?




Здесь вы можете найти веселое объяснение некоторых трудных орфограмм.



                                                                             Учиться надо весело,
                                                                              Учиться будем весело,
                                                                              Чтоб хорошо учиться.

                                                      Мышки и кошка.
                                     Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
                                     От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
                                     А в деревушке Ложки у них устали ножки.
                                     Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
                                     И пели до порожка, и щелкали орешки-
                                     От деревушки Ложки  до деревушки Пешки.
                                     Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
                                     А на пушистой киске и мягко, и приятно.
                                     Если кошке по пути - отчего не подвезти?!
                                                                                                         (В. Приходько).

Посчитайте, сколько звуков [ш] в данном стихотворении и зачем их столько понадобилось автору?

                                           Разделительный мягкий знак.
                                                       Перед е, ё, и, ю, я
                                                      Я в корнях стою, друзья.
                                                      Воробьи, семья, жильё-
                                                      Перед я, ю, и, е, ё.
                                                      Листья, крылья, стулья, чьи,
                                                      Колья, перья и семья,
                                                      Вьюга, осенью, друзья


                                                           Твердый знак.
                                                        Было сели, стало съели.
                                                        Догадаться вы сумели,
                                                        Почему случилось так?
                                                        Кто виновник?
                                                        Твёрдый знак.
                                                        Твёрдый знак нам нужен тоже,
                                                         Без него сказать не сможем:
                                                         Съезд, съедобный, объясненье,
                                                         И подъезд, и объявленье.




                                                  Приставка ПРИ-
Приближение.
                                                 Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
                                                 Космонавт прилетел из Вселенной-
                                                 Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт
                                                 Пишется при -, несомненно.

Присоединение.
                                                  Винт привинтил, прикрутил колесо,
                                                  Приклеил, пришил умело-
                                                  Помни, что при- говорят обо всём,
                                                  Что добрые руки приделали…

Неполнота действия.
                                                  Язык прикусил - не совсем откусил.
                                                  Пригорело - не значит горит.
                                                   Помни, что сделано, но не совсем,
                                                   Пишут с приставкой при-

Нахождение вблизи
                                                   На пригорке придорожном,
                                                   В пригороде приморском…
                                                   На пришкольном участке пригожем
                                                   Даже привередливому – приволье.


                                                          Приставка пре-

В значении «очень»:
                                                  Предлинный достанет до крыши рукой,
                                                  Прежадный  не  даст вам конфету.
                                                  Кто очень такой или очень сякой-
                                                  Пре- мы напишем при этом.
                                                  Причудливый прискорбный-
                                                  Запомнить мы должны!
                                                  Их пишем не по правилам,
                                                  Вернее…вопреки.

Сходна с пере-
                                                    Дожди непрерывные льют в октябре,
                                                    Но грамотным дождь – не преграда.
                                                    Где очень похожи пере- и пре-,
                                                    Там только пре- ставить надо.
Запомнить:
           
                 Пренебрегать, преследовать, презрение-
                                                  Ты не найдёшь им объяснения.
                 Пренебрегать, преследовать, презрение.
                                                   Запомнить их - разумное решение.

                                            Приставки ВОЗ -, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, БЕЗ-.
                                                   Живут на свете,  людям помогая,
                                                   Приставки воз -, из -, через-, раз-, и без-,
                                                   Но если звук глухой согласный их встречает,
                                                   Мы пишем их лишь только с буквой С.

                                                    Глухие звуки – это непоседы,
                                         Они спокойно не желают жить.
                                         Они мечтают звонкого соседа
                                                    Во что бы то ни стало оглушить.

                                                     Ты запомни, что приставки
                                                      Раз -, из-, воз-, низ-, без-  и через-
                                                      Перед согласными глухими
                                                      Всегда меняют з на с.

                                                      Непроизносимые согласные.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Оно не произносятся,
И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.


Чередование гласных в корне.
Если после корня –а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»


Под удареньем пишем гар-,
Без ударенья- гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар-, зор-.

             Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедленья,
Тут же отыщутся дополненья.
(Люблю маму - кого? вин. п.
Горжусь братом - кем? тв.п.)

            Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой?- ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
(Первый снег, интересный фильм.)

Обстоятельство
На вопросы: где? когда?
как? откуда и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.
(Высоко забрался, внимательно читаю.)


                                             Однородные члены предложения.
                                                      Если стоят однородные члены,
                                                      Их запятой раздели непременно:
                                                      Дети рисуют, играют, сидят,
                                                      Спорят, смеются, поют, говорят.

                                                                 Обращение.
                                                      Всем нам при общении
                                                      Поможет обращение.
                                                      К людям, звездам или птицам
                                                     Можешь смело обратиться.
                                                     При письме не забывай,
                                                     Запятыми выделяй.

                                                             Знаки препинания
                                                    Точки, палочки, крючки…
                                                    Неприметные значки,
                                                    А во время чтения
                                                    Требуют почтения.

                                                           Вопросительный знак
                                                     На странице я стою,
                                                     Всем вопросы задаю.
                                                     Согнут я всегда в дугу,
                                                     Разогнуться не могу.
                                                                                                       (А. Шибаев)

                                                           Восклицательный знак
                                                       Бурным чувствам нет конца,
                                                       Пылкий нрав у молодца.
                                                                                                       (А. Шибаев)
                                                            Точка
                                                      У нее особый пост
                                                      В самой малой строчке.
                                                      Если Точка-
                                                      Вывод прост:
                                                      Это значит –
                                                      Точка.

                                                      Фразу следует кончать,
                                                      Если точка рядом.
                                                      Точку надо уважать,
                                                      Точку слушать надо.

                                                      И хотя она тверда
                                                      В книге и в тетради,
                                                      Без особого труда
                                                      Можно с ней поладить,
                                                      Если только мысли
                                                      Нить
                                                      От воды избавить,
                                                      Если точку не забыть
                                                      Вовремя поставить.

                                                                                               (Ф. Кривин)


                                                                        Запятая
                                                                На крохотное ушко
                                                                Похожа завитушка.
                                                                Велит нам постоять чуть- чуть
                                                                И отправляться
                                                                Дальше в путь,
                                                                Выйдет на дорожку-
                                                                Всем
                                                                Подставит ножку.
                                                                                                      (А. Шибаев)

                                                                          Тире
                                                                Ляжет палочкой
                                                                На строчку,
                                                               -Проходите
                                                                По мосточку.
                                                                                                       (А. Шибаев)

                                                                         Двоеточие
                                                                Двоеточие
                                                                Глазастое
                                                                Ходит,
                                                                Знаниями
                                                                Хвастая:
                                                                Так и хочется
                                                                Ему
                                                                Разъяснить нам,
                                                                Что к чему…
                                                                                                           (А. Шибаев)
                                                                       Многоточие
                                                              Стоят три кумушки
                                                                         Рядком,
                                                              Ведут беседу,
                                                              Но- тайком,
                                                              Какими-то
                                                              Далекими
                                                              Туманными
                                                              Намеками.

                                                                                                            (А. Шибаев)
                                                                  Кавычки
                                                               Всегда подслушать
                                                                 Норовят то,
                                                                 Что другие
                                                                 Говорят…
                                                                     (А. Шибаев)
                                                                          Скобки
                                                                 Словам
                                                                 Раскрывают
                                                                  Объятья:
                                                                 -Ждем в гости вас,
                                                                   Милые братья!
                                                                                                      (А. Шибаев)

                                                             О плане
                                           Ни строительство дома, ни путь капитана
                                           Не получатся, если их делать без плана.
                                           Будь, как строитель и как капитан:
                                           Готовишься к делу – обдумывай план!

                                                      Главные мысли
                                           В каждом параграфе, в каждом рассказе,
                                           В сказке и песне, даже во фразе-
                                           Ты только вдумайся,
                                           Только всмотрись-
                                           Кроется самая главная мысль.

                                           Она не всегда открывается сразу,
                                           Строчка за строчкой,
                                           Фраза за фразой-
                                           Ты только вдумайся,
                                           Только всмотрись-
                                           Откроется самая главная мысль.